+7 (812) 385-03-04
ViberWhatsAppTelegram +7 (921) 368-66-78

Подключение трехфазных электродвигателей в однофазную сеть

В жизни зачастую встречаются случаи, когда приходится принимать нестандартные решения. К примеру довольно часто случается необходимость подключения какого-нибудь устройства, оснащенного трехфазным электродвигателем в однофазную сеть. И такие случаи не так уж и редки, если электротехниками разработаны несколько способов подключения.

Среди многих способов подключения трехфазных двигателей в однофазную сеть наиболее простым и распространенным является способ подключением третьей обмотки через фазосдвигающий конденсатор. Не все трехфазные двигатели одинаково хорошо работают при подключении в однофазную сеть, поэтому в однофазную сеть желательно подключать двигатели серий А, АО, АО2 и им подобных. При подключении двигателей в однофазную сеть их полезная мощность составляет максимум 60% от номинальной паспортной мощности.

Для устойчивой работы трехфазных электродвигателей в однофазной сети необходимо постоянное изменение емкости конденсаторов в зависимости от числа оборотов, выполнить которое технически достаточно сложно. В связи со сложностью решения этой проблемы применяется двухступенчатое управление двигателем, состоящие из 2-х конденсаторов. Принцип их действия заключается в том, что в цепь с электродвигателем включают 2 конденсатора различной емкости – пусковой и рабочий, которые оба включаются при пуске двигателя. Пуск двигателя осуществляется пакетным выключателем, после его включения, нажимается кнопка разгона и двигатель запускается, после запуска и разгона кнопка отпускается и двигатель начинает работать с одним конденсатором.

По рекомендации электротехников емкость пускового конденсатора из-за специфики его применения должна быть в 2 – 2,5 раза больше емкости рабочего, при этом емкость рабочего конденсатора отличается от типа соединения обмоток двигателя. При соединении обмоток треугольником требуемая емкость рабочего конденсатора определяется эмпирически как произведение коэффициента 4800 на соотношение величины тока в А (амперах) на напряжение в В (вольтах). При соединении обмоток двигателя в звезду емкость рабочего конденсатора определяется также произведением соотношения тока и напряжения на коэффициент 2800. Причем оба конденсатора должны быть рассчитаны на рабочее напряжение в 1,5 раза превышающее напряжение в сети. Для обеспечения надежности и стабильности работы двигателя рекомендуется применение электролитических конденсаторов.

При работе двигателя на холостом ходу по питаемой конденсатором обмотке ток на 1/3 превышает номинальный, в связи с чем следует уменьшить его емкость. Не исключаются случаи остановки двигателя, в таких случаях осуществляется повторный его запуск, предварительно снизив до минимальных величин нагрузку на валу или сняв ее полностью. При этом при небольшой нагрузки на двигателе или ее отсутствии можно уменьшить емкость и пускового конденсатора. Для запуска электродвигателя небольшой мощности можно использовать универсальный пусковой блок или предварительно собрав его по определенной электрической схеме.

Для улучшения пусковых характеристик двигателей кроме конденсаторов в цепь включаются дополнительно катушки индуктивности, которые обеспечивают равномерную загрузку фаз. Многие электротехнические компании располагают универсальными пусковыми блоками для двигателей различной мощности в однофазную сеть.